Дизартрия

лечение дизартрии у детей в Шушарах

По определению О. В. Правдиной, дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи.

Дизартрия — латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи—произношения. В практике сложилось несколько иное понимание этого термина — как расстройство двигательной моторной стороны устной речи.

В тяжелых случаях речь превращается в какое-то подобие мычания и делается совершенно непонятной. Такие крайние, наиболее тяжелые случаи дизартрии носят название анартрии, т.е. полной невозможности произносительной речи.

Классификация дизартрии

С неврологической точки зрения различают следующие основные виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую и корковую. Между перечисленными видами имеется много общего, но выявляются и глубокие различия между ними. Все это должно быть учтено в логопедической работе.

В зависимости от степени поражения и выраженности основных симптомов выделяют следующие формы дизартрии:

  • стертая — характеризуется минимальными расстройствами произношения;
  • средней степени — выраженные дефекты артикуляции, невнятная речь, тихий голос;
  • анартрия — полное отсутствие речи или отдельные звуки.

Родовая общность всех указанных форм дизартрии у взрослых людей (точнее, у лиц с уже сложившейся речью) подчеркивается следующими моментами:

  1. очаговые поражения двигательных отделов центральной или периферической нервной системы;
  2. расстройство произносительной стороны устной речи при полноценной системе фонем, полном словаре и сохранном грамматическом строе. Остаются сохранными также понимание речи окружающих, чтение про себя, процессы внутренней речи и мышления (При развитии дизартрии в раннем детском возрасте развитие системы фонем, объема словаря и грамматического строя речи обычно запаздывает.)

У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием как полных, так и частичных замен (литеральных парафазий, а также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи.

Состояние обычно связано с поражением нервной системы и требует полноценного обследования с последующей комплексной коррекцией, которая включает как медикаментозные и физиотерапевтические методики, так и занятия с логопедом.

Диагностику проводят одновременно невролог (выясняет уровень топического поражения нервной системы и характер патологического процесса) и логопед (определяет степень речевых нарушений, чтобы составить прогноз коррекции).

Симптомы дизартрии у детей

Патогенетические механизмы развития дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой.

Сопутствующие признаки дизартрии у детей связаны с нарушением иннервации мускулатуры, отвечающей за произношение звуков.

В зависимости от типа нарушения, симптомы несколько различаются:

  • Спазм мышц. Напряжение губ, языка, лица и шеи. Губы плотно сомкнуты. Ограничение движений при произношении звуков.
  • Гипотония мышц. Язык вялый, практически неподвижно лежит на дне ротовой полости. Рот полуоткрыт, т.к. губы не смыкаются. Отмечается повышенное слюноотделение. Из-за неподвижности мягкого неба голос приобретает нозальный оттенок (становится гнусавым).

При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки.

Из-за нечленораздельности речи ребенок не может четко дифференцировать звуки на слух, это осложняет его дальнейшее речевое развитие путем подражания и постепенного закрепления правильных речевых кинестезий и приводит к несформированности системы фонем, объема словаря и грамматического строя речи. Поэтому так важно не упустить время и как можно раньше начать коррекцию дизартрии.

Причины возникновения дизартрии у детей

Среди наиболее частых причин развития дизартрии у детей выделяют:

  • Токсикозы беременности матери;
  • антенатальная гипоксия;
  • иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
  • хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
  • осложненное течение родов;
  • родовые травмы;
  • роды раньше 37 недель;
  • асфиксия.

Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, при чем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.

Помимо этого, дизартрия может развиться в раннем детстве у изначально здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.

Осложнения дизартрии

Главное последствие дизартрии – это задержка психического развития детей, а также снижение их умственных способностей, затруднение обучения в школе. Нередко после начала учебы проявляются и другие дефекты со сходными механизмами развития: дисграфия, дискалькулия, дислексия. В связи с этим у ребенка может развиться комплекс неполноценности.

Диагностика дизартрии у детей

Дизартрия – это такое нарушение, которое нередко сопровождается другими неврологическими симптомами и расстройствами, так что ребенка должны в обязательном порядке обследовать не только логопеды, но и неврологи.

Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, это:

Нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения.

Реоэнцефалография – обследование отражает объемные изменения мозговых сосудов при прохождении по ним каждой пульсовой волны крови, и представляет собой графическую запись пульсового кровенаполнения мозговых сосудов, позволяет получить ценную информацию о кровоснабжении головного мозга, эластических, тонических свойствах сосудов.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод исследования биоэлектрической активности головного мозга с целью выявления различных нарушений в его работе. Исследование основано на регистрации электрических потенциалов головного мозга при помощи электродов, размещенных на поверхности головы.

Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений.

Неречевые параметры:

  • развитие общей, мимической и речевой моторики;
  • объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
  • синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
  • тип дыхания и др.

Речевые параметры оценки:

  • звукопроизношение;
  • слоговая структура слова;
  • словарный запас;
  • грамматический строй речи;
  • фразовая и связная речь;

По результатам обследования невролог даёт рекомендации по лечению медикаментозному и физиотерапевтическому. Лечение должно быть комплексным и направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.

Логопед разрабатывает план коррекционных мероприятий, в который помимо занятий будет входить логопедический массаж, тренировки с вестибулярными пластинками и нейрогимнастика.

Хорошую динамику в комплексной терапии дают пациенты, регулярно занимающиеся с тренажёром НейроПорт, который восстанавливает и активирует процессы нейропластичности. Регулярные занятия позволяют постепенно восстановить нервную систему и сохранить самостоятельную координацию движений.

А также очень упрощает и ускоряет процесс коррекции дизартрии БАК терапия.

Биоакустическая коррекция (БАК) — это немедикаментозный метод лечения различных расстройств нервной системы взрослых и детей, основанный на принципах биологической обратной связи, нейросенсорной стимуляции и музыкотерапии. Методику биоакустической коррекции разработали в двадцатом веке петербургские ученые.

Все эти процедуры и многое другое Вы сможете получить в Клинике «Заботливый доктор»