Дизартрия
По определению О. В. Правдиной, дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи.
Дизартрия — латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи—произношения. В практике сложилось несколько иное понимание этого термина — как расстройство двигательной моторной стороны устной речи.
В тяжелых случаях речь превращается в какое-то подобие мычания и делается совершенно непонятной. Такие крайние, наиболее тяжелые случаи дизартрии носят название анартрии, т.е. полной невозможности произносительной речи.
Классификация дизартрии
С неврологической точки зрения различают следующие основные виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую и корковую. Между перечисленными видами имеется много общего, но выявляются и глубокие различия между ними. Все это должно быть учтено в логопедической работе.
В зависимости от степени поражения и выраженности основных симптомов выделяют следующие формы дизартрии:
- стертая — характеризуется минимальными расстройствами произношения;
- средней степени — выраженные дефекты артикуляции, невнятная речь, тихий голос;
- анартрия — полное отсутствие речи или отдельные звуки.
Родовая общность всех указанных форм дизартрии у взрослых людей (точнее, у лиц с уже сложившейся речью) подчеркивается следующими моментами:
- очаговые поражения двигательных отделов центральной или периферической нервной системы;
- расстройство произносительной стороны устной речи при полноценной системе фонем, полном словаре и сохранном грамматическом строе. Остаются сохранными также понимание речи окружающих, чтение про себя, процессы внутренней речи и мышления (При развитии дизартрии в раннем детском возрасте развитие системы фонем, объема словаря и грамматического строя речи обычно запаздывает.)
У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием как полных, так и частичных замен (литеральных парафазий, а также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи.
Состояние обычно связано с поражением нервной системы и требует полноценного обследования с последующей комплексной коррекцией, которая включает как медикаментозные и физиотерапевтические методики, так и занятия с логопедом.
Диагностику проводят одновременно невролог (выясняет уровень топического поражения нервной системы и характер патологического процесса) и логопед (определяет степень речевых нарушений, чтобы составить прогноз коррекции).
Симптомы дизартрии у детей
Патогенетические механизмы развития дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой.
Сопутствующие признаки дизартрии у детей связаны с нарушением иннервации мускулатуры, отвечающей за произношение звуков.
В зависимости от типа нарушения, симптомы несколько различаются:
- Спазм мышц. Напряжение губ, языка, лица и шеи. Губы плотно сомкнуты. Ограничение движений при произношении звуков.
- Гипотония мышц. Язык вялый, практически неподвижно лежит на дне ротовой полости. Рот полуоткрыт, т.к. губы не смыкаются. Отмечается повышенное слюноотделение. Из-за неподвижности мягкого неба голос приобретает нозальный оттенок (становится гнусавым).
При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки.
Из-за нечленораздельности речи ребенок не может четко дифференцировать звуки на слух, это осложняет его дальнейшее речевое развитие путем подражания и постепенного закрепления правильных речевых кинестезий и приводит к несформированности системы фонем, объема словаря и грамматического строя речи. Поэтому так важно не упустить время и как можно раньше начать коррекцию дизартрии.
Причины возникновения дизартрии у детей
Среди наиболее частых причин развития дизартрии у детей выделяют:
- Токсикозы беременности матери;
- антенатальная гипоксия;
- иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
- хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
- осложненное течение родов;
- родовые травмы;
- роды раньше 37 недель;
- асфиксия.
Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, при чем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.
Помимо этого, дизартрия может развиться в раннем детстве у изначально здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.
Осложнения дизартрии
Главное последствие дизартрии – это задержка психического развития детей, а также снижение их умственных способностей, затруднение обучения в школе. Нередко после начала учебы проявляются и другие дефекты со сходными механизмами развития: дисграфия, дискалькулия, дислексия. В связи с этим у ребенка может развиться комплекс неполноценности.
Диагностика дизартрии у детей
Дизартрия – это такое нарушение, которое нередко сопровождается другими неврологическими симптомами и расстройствами, так что ребенка должны в обязательном порядке обследовать не только логопеды, но и неврологи.
Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, это:
Нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения.
Реоэнцефалография – обследование отражает объемные изменения мозговых сосудов при прохождении по ним каждой пульсовой волны крови, и представляет собой графическую запись пульсового кровенаполнения мозговых сосудов, позволяет получить ценную информацию о кровоснабжении головного мозга, эластических, тонических свойствах сосудов.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод исследования биоэлектрической активности головного мозга с целью выявления различных нарушений в его работе. Исследование основано на регистрации электрических потенциалов головного мозга при помощи электродов, размещенных на поверхности головы.
Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений.
Неречевые параметры:
- развитие общей, мимической и речевой моторики;
- объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
- синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
- тип дыхания и др.
Речевые параметры оценки:
- звукопроизношение;
- слоговая структура слова;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- фразовая и связная речь;
По результатам обследования невролог даёт рекомендации по лечению медикаментозному и физиотерапевтическому. Лечение должно быть комплексным и направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.
Логопед разрабатывает план коррекционных мероприятий, в который помимо занятий будет входить логопедический массаж, тренировки с вестибулярными пластинками и нейрогимнастика.
Хорошую динамику в комплексной терапии дают пациенты, регулярно занимающиеся с тренажёром НейроПорт, который восстанавливает и активирует процессы нейропластичности. Регулярные занятия позволяют постепенно восстановить нервную систему и сохранить самостоятельную координацию движений.
А также очень упрощает и ускоряет процесс коррекции дизартрии БАК терапия.
Биоакустическая коррекция (БАК) — это немедикаментозный метод лечения различных расстройств нервной системы взрослых и детей, основанный на принципах биологической обратной связи, нейросенсорной стимуляции и музыкотерапии. Методику биоакустической коррекции разработали в двадцатом веке петербургские ученые.
Все эти процедуры и многое другое Вы сможете получить в Клинике «Заботливый доктор»